КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ - Экзамены
ГОУ ВПО
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. И. ПИРОГОВА

Логотип
Главная страница

История Кафедры

Коллектив кафедры

Учебная работа
- Студентам

-- Программа обучения
-- Расписание занятий
-- Рекомендуемая литература
-- Экзамены
-- Клинические базы
-- Расположение отделений
-- Требования к студенту
-- Тестовые задания
-- Методические пособия
-- Элективы
-- Летняя практика

-- Разное

- Последипломное образование

Научная работа

СНК

Наши друзья

Горячая линия






Экзаменационная программа

Главная страница /Учебная работа/Студентам/Экзамены/Экзаменационная программа. Версия для печати

1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке. Основные этапы развития и становления отечественной педиатрии. Роль С.Ф.Хотовицкого, Н.А.Тольского, Н.Ф.Филатова, Н.П. Гундобина, К.А.Раухфуса и др. отечественных педиатров.
2. Формы медицинского обслуживания детского населения. Роль отечественных педиатров А.А.Киселя, В.И.Молчанова, Ю.Ф.Домбровской, Г.Н.Сперанского, М.С.Маслова, А.Ф.Тура, А.А.Колтыпина, В.А.Власова, А.В.Мазурина в развитии педиатрии.

Периоды детства

1. Возраст и возрастная периодизация в педиатрии. Кратность профилактических осмотров детей разного возраста врачомпедиатром. Определение возрастной группы. Периоды детства.
2. Характеристика внутриутробного периода: эмбриональная и фетальная фазы, интранатальный этап. Факторы, влияющие на развитие плода. Понятие об эмбриофетопатиях, о фетоплацентарной недостаточности.
3. Характеристика периода новорожденности. Понятие о зрелости новорожденного, морфофункциональные признаки. Оценка состояния новорожденных при рождении (шкала Апгар). Понятие о задержке внутриутробного развития (ЗВУР), внутриутробной гипотрофии.
4. Характеристика периода новорожденности. Физиологические транзиторные состояния новорожденных как проявление синдрома адаптации к внеутробной жизни.
5. Периоды детства. Характеристика периода грудного возраста: физическое и психомоторное развитие, вскармливание, воспитание, иммунитет, прививки, особенности заболеваний.
6. Периоды детства. Характеристика преддошкольного периода (ранний возраст): физическое и нервнопсихическое развитие, воспитание, формирование навыков самообслуживания, занятия с детьми, питание, иммунитет, прививки, особенности заболеваний.
7. Периоды детства. Характеристика дошкольного периода: физическое и нервнопсихическое развитие, воспитание, занятия с детьми, питание, иммунитет, заболеваемость.
8. Периоды детства. Характеристика школьного периода: физическое и нервнопсихическое развитие, половое созревание, перестройка эндокринной системы у подростков. Формирование характера, социальное развитие, выбор профессии. Питание, иммунитет, особенности заболеваний.

Физическое развитие

1. Физическое развитие детей. Определение. Основные законы роста детей. Изменение длины и массы в процессе роста и развития детей. Периоды вытягивания и округления.
2. Физическое развитие детей. Факторы, определяющие рост на внутриутробном и постнатальном этапах развития (генетические, средовые, роль эндокринной, нервной системы и др.).
3. Физическое развитие детей. Изменение пропорций телосложения, типа телосложения в процессе роста детей. Понятие об индексах физического развития. Понятие об акселерации и ретардации развития детей, о наверстывающем росте.
4. Методы оценки физического развития детей. Использование антропометрических показателей для оценки физического развития и биологической зрелости.
5. Понятие о биологическом возрасте и критерии его оценки в разных возрастных группах детей и подростков.

Нервная система

1. Внутриутробный этап развития центральной нервной системы, критические периоды. Пре и перинатальные факторы, влияющие на развитие нервной системы плода и новорожденного ребенка.
2. Возрастные анатомические, морфологические, биохимические и функциональные особенности головного и спинного мозга у детей. Особенности периферической нервной системы.
3. Особенности кровоснабжения мозга у плода и в постнатальном периоде, особенности гематоэнцефалического барьера, значение для патологии. Возрастные особенности цереброспинальной жидкости у детей, значение ее исследования.
4. Закономерности формирования движений у плода и ребенка после рождения в связи с развитием нервной системы. Средние сроки формирования статических и моторных навыков у ребенка 1го года жизни, допустимые отклонения в сроках.
5. Развитие эмоций и форм общения у детей раннего возраста, роль импритинга. Этапы формирования речи: предречевое развитие, «сенсорная» речь, «моторная» речь, запас слов, «фразовая» речь. Роль окружающей среды, воспитания в формировании речи.
6. Продолжительность сна и режим дня у детей в связи с функциональными особенностями центральной нервной системы. Занятия с детьми 1го года, подбор игрушек.
7. Факторы, влияющие на нервнопсихическое развитие детей. Критерии оценки нервнопсихического развития детей различного возраста. Понятие об олигофрении, энцефалопатии.
8. Значение воспитания для правильного развития ребенка (формы общения, формирование речи, навыков самообслуживания, совершенствования моторики и др.). Значение игры в познании детьми окружающего мира.

Кожа и жировая ткань

1. Морфологические и функциональные особенности кожи у детей раннего возраста. Особенности развития и функционирования придатков кожи: сальные, потовые железы, волосы, ногти и т.д. Изменения кожи при дефектах ухода. Воспитание навыков личной гигиены у детей.
2. Формирование жировой ткани у плода и ребенка после рождения, ее функции, возрастные и половые особенности распределения. Особенности подкожной жировой ткани у детей раннего возраста, способы оценки ее развития. Количество, места скопления и функции бурой жировой ткани, сроки исчезновения.

Костномышечная система

1. Формирование и рост костной ткани у плода и ребенка. Стадии остеогенеза, перемоделирование и самообновление кости. Факторы, влияющие на процессы костеобразования у детей. Особенности кровоснабжения костей у детей, значение для патологии. Понятие о костном возрасте.
2. Рост и формирование скелета у детей. Критические периоды развития костной системы и факторы риска его нарушения. Регуляция отложения минеральных солей в костях: значение витаминов, гормонов, характера питания, двигательной активности и др. Показатели содержания Са++ и Р++ в сыворотке крови.
3. Анатомоморфологические и функциональные особенности мышечной системы у детей. Возрастное распределение мышечной ткани у детей, интенсивность прироста мышечной силы, периоды диспропорций роста костей и мышц. Значение физического воспитания и допустимые физические нагрузки детей различного возраста.

Дыхательная система

1. Формирование органов дыхания на внутриутробном этапе. Стадии развития легких. Значение синтеза сурфактанта, внутрилегочной жидкости, дыхательных движений плода. Понятие о врожденной патологии органов дыхания.
2. Механизм первого вдоха. Адаптация дыхания сразу после рождения. Особенности верхних дыхательных путей (нос, глотка) и гортани у детей, значение для понимания патологии.
3. Анатомофизиологические особенности средних и нижних дыхательных путей у детей (трахея, бронхи, бронхиолы, альвеолы), значение для понимания патологии. Механизм возникновения пуэрильного дыхания, сроки его появления и перехода в везикулярное дыхание.
4. Анатомофизиологические особенности средних и нижних дыхательных путей у детей. Особенности бронхиального секрета, мукоцилиарного транспорта и кашля у детей раннего возраста, значение для понимания патологии.
5. Возрастные особенности системы внешнего дыхания у детей: легочная вентиляция (частота, глубина, ритм, МОД, объем альвеолярной вентиляции). Оценка функции внешнего дыхания у детей.
6. Возрастные особенности системы внешнего дыхания у детей: легочные объемы, механика дыхания, легочный газообмен, газы крови. Оценка функции внешнего дыхания у детей.

Сердечнососудистая система

1. Формирование и рост сердечнососудистой системы у плода, связь с врожденными пороками сердца и сосудов. Кровообращение у плода.
2. Кровообращение новорожденного. Перестройка кровообращения сразу после рождения. Механизмы и сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения.
3. Анатомофизиологические особенности сердца у детей: нарастание массы, тканевая дифференцировка, изменение формы и положения сердца в грудной клетке, изменение соотношения размеров желудочков и предсердий, особенности кровоснабжения миокарда. Значение для понимания патологии..
4. Особенности кровеносных сосудов у детей: строение сосудистой стенки, рост и развитие магистральных сосудов, периферических артерий и вен, изменение их просвета. Соотношение размеров полостей сердца и просвета сосудов, значение для понимания патологии.
5. Особенности проводящей системы сердца у детей, регуляция сердечного ритма. Изменение характеристик пульса и АД у детей с возрастом.
6. Возрастные особенности функциональных показателей сердечнососудистой системы у детей и подростков: пульс, ударный и минутный объемы, скорость кровотока, объем циркулирующей крови, АД и другие показатели. Функциональные пробы сердечнососудистой системы у детей.
7. Возрастные особенности основных показателей ЭКГ у детей. Изменения ЭКГ при нарушениях сердечного ритма, при гипертрофии желудочков и предсердий.

Органы пищеварительной системы

1. Взаимосвязь нарушения процессов эмбриогенеза органов пищеварения с развитием аномалий желудочнокишечного тракта у детей. Наиболее часто встречающиеся пороки развития пищеварительной системы, понятие о синдроме кишечной непроходимости.
2. Анатомофизиологические особенности пищевода и желудка у детей. Изменение длины пищевода и физиологической емкости желудка с возрастом детей, особенности сфинктерного аппарата. Особенности секрето, кислото и ферментообразующей функции желудка у детей, изменения с возрастом.
3. Анатомофизиологические особенности тонкой кишки у детей: кишечное ферментообразование и всасывание пищевых нутриентов в зависимости от возраста.
4. Анатомофизиологические особенности толстой кишки у детей. Состояние сфинктерного аппарата. Эвакуаторная функция толстой кишки. Характер стула в зависимости от возраста и питания детей.
5. Бактериальная флора кишечника у здоровых детей различного возраста. Формирование микрофлоры толстой кишки после рождения ребенка, значение характера вскармливания. Факторы, обуславливающие микробиоценоз кишечника. Понятие о дисбиозе.
6. Особенности пищеварения у детей: изменения с возрастом секрето, ферментообразования, процессов гидролиза и всасывания пищевых нутриентов в процессе пассажа пищи по желудочнокишечному тракту.
7. Анатомофизиологические особенности печени у детей: увеличение размеров с возрастом ребенка, развитие долей, морфологическое строение. Особенности барьерной и внешнесекреторной функции. Особенности желчного пузыря и желчевыводящих путей, состав желчи у детей различного возраста, значение для понимания патологии желчевыделительной системы.
8. Анатомофизиологические особенности поджелудочной железы у детей: размеры, состояние зрелости, изменение активности ферментов в зависимости от возраста и характера питания детей. Особенности эндокринной функции поджелудочной железы у детей.

Мочевыделительная система

1. Понятие об аномалиях развития органов мочевой системы, связь с эмбриогенезом. Сроки начала процесса мочеобразования у плода, выведение мочи.
2. Анатомофизиологические особенности почек у детей различного возраста. Нарастание массы, изменение положения, тканевая дифференцировка, созревание клубочковой фильтрации, канальцевой реабсорбции и секреции.
3. Анатомофизиологические особенности почек у детей различного возраста: образование, количество и состав мочи, число мочеиспусканий, изменение относительной плотности мочи. Оценка диуреза.
4. Возрастные особенности функциональных показателей органов мочевой системы: оценка диуреза, пробы Зимницкого, клиренстеста, биохимических показателей, КОС и др.

Органы кроветворения

1. Особенности кроветворения у плода: смена мест, этапов, типов кроветворения, критические периоды. Значение фетального гемоглобина.
2. Особенности кроветворения в постнатальном периоде: органы кроветворения, основные показатели миелограммы (общее количество миелокариоцитов, количество бластных клеток, соотношение миелоидного и эритроцитарного ростков).
3. Закономерности изменения эритроцитарного ростка крови после рождения ребенка. Понятие о верхней и нижней границах нормы гемоглобина и эритроцитов в различных возрастных группах детей.
4. Закономерности изменения количества лейкоцитов и лейкоцитарной формулы крови у детей различных возрастных групп.
5. Возрастные особенности гемостаза у детей. Количественные и качественные изменения тромбоцитов у новорожденных детей.

Эндокринная система

1. Дифференцировка пола ребенка на внутриутробном и постнатальном этапах, роль половых гормонов. Критерии и сроки полового созревания.
2. Гормоны щитовидной железы, их значение для гармоничного развития ребенка. Основные проявления гипо и гиперфункции.
3. Морфофункциональные особенности надпочечников у детей. Роль глюко, минералокортикоидов, катехоламинов, андрогенов для гармоничного роста и развития ребенка. Основные проявления гипо, дис и гиперфункции надпочечников.
4. Морфофункциональные особенности гипофиза у детей, его гормоны. Роль гипофиза в регуляции других желез внутренней секреции. Клинические симптомы нарушения функции.

Иммунитет

1. Роль иммунной системы в организме ребенка. Созревание органов иммунной системы у детей (тимус, лимфоузлы, селезенка, скопления лимфоидной ткани), морфологические и функциональные особенности. Тимус как центральный орган иммуногенеза, его эндокринная функция, возрастные изменения.
2. Становление и особенности функций неспецифических факторов защиты у детей (анатомические и биохимические барьеры, тканевые и циркулирующие клетки, белки сыворотки крови и др.), связь с заболеваемостью.
3. Становление системы специфического иммунного ответа у детей: возрастные изменения количества лимфоцитов, соотношения Т и Влимфоцитов. Особенности функционирования гуморального звена иммунитета (Влимфоциты); возрастная динамика иммуноглобулинов, связь с заболеваемостью в зависимости от возраста детей. Характерные заболевания при дефиците Вклеточной системы иммунитета.
4. Становление системы специфического иммунного ответа у детей: возрастная динамика количества лимфоцитов и их субпопуляций; особенности функционирования клеточного звена иммунитета (Тлимфоциты) у детей различного возраста. Понятие об иммунодефицитных состояниях. Характерные заболевания при дефиците Тклеточной системы иммунитета.

Обмен веществ

1. Особенности энергетического обмена у детей. Фазы обмена веществ, связь с количеством высвобождаемой энергии. Распределение энергии: расход энергии на рост ребенка, закономерности возрастных изменений основного и других видов обмена. Потребность в энергии детей различных возрастных групп.
2. Особенности белкового обмена у детей, его значение для растущего ребенка, последствия дефицита и избытка белка в питании. Особенности переваривания и всасывания белков у детей; синдромы, связанные с нарушением этих процессов. Рекомендуемые нормы потребления белка для детей различных возрастных групп.
3. Особенности белкового обмена у детей. Баланс азота. Особенности экскреции конечных продуктов белка с мочой у детей разного возраста. Потребность детей в аминокислотах. Понятие об аминоацидопатиях. Содержание общего белка и его фракций в сыворотке крови у детей различного возраста. Семиотика основных отклонений белкового спектра крови. Семиотика нарушения синтеза белков.
4. Особенности углеводного обмена у детей, его значение для ребенка. Возрастные изменения доли углеводов в энергетическом обеспечении ребенка. Рекомендуемые нормы потребления углеводов для детей различных возрастных групп.. Особенности переваривания и всасывания углеводов у детей. Синдром дисахаридазной недостаточности.
5. Возрастные особенности содержания сахара крови у детей, регуляция уровня гликемии. Синдром сахарного диабета, клинические проявления гипо и гипергликемии. Процессы синтеза и распада гликогена, синдром гликогеноза (гликогенная болезнь). Возрастные особенности гликолиза, значение пентозного цикла расщепления глюкозы у детей.
6. Особенности жирового обмена у детей, его значение для растущего ребенка. Последствия дефицита и избытка жиров в питании. Фракции жира тела у детей («существенный» и «несущественный» жир), влияние характера питания. Особенности переваривания и всасывания жира у детей. Особенности абсорбции и транспорта жирных кислот с разной длиной углеродной цепи. Стеаторея новорожденных.
7. Особенности жирового обмена у детей. Возрастные особенности содержания жира и его фракций у детей. Рекомендуемые нормы потребления жиров для детей различных возрастных групп. Понятие о кетогенности диеты. Синдром кетоза («ацетонемическая» рвота, сахарный диабет). Понятие о синдроме гиперлипидемии и внутриклеточных липоидозах.
8. Особенности водносолевого обмена у детей. Возрастные особенности содержания воды в организме детей, распределение вне и внутриклеточной жидкости. Изменения потребности ребенка в воде по мере роста. Лабильность водного обмена, ее причины. Нарушения водносолевого обмена (дегидратация, гипергидратация, гиперосмия).
9. Особенности водносолевого обмена у детей. Пути выделения жидкости из организма, роль каждого из них у детей. Ионограмма. Значение ионов калия, натрия, кальция, магния, фосфора, хлора. Понятие о гипо и гипернатриемии, гипо и гиперкалиемии, изменения ЭКГ при этих состояниях.
10. Значение микроэлеменотов для правильного развития и поддержания здоровья детей. Роль Fe , J , Zn , Se ; клинические проявления дефицитных состояний.
11. Значение витаминов для правильного развития и состояния здоровья детей. Водо и жирорастворимые витамины, особенности их содержания у детей, рекомендуемые нормы потребления. Клинические проявления гиповитаминозов.

Температура и терморегуляция

1. Особенности теплопродукции и теплоотдачи у детей различного возраста, критерии зрелости системы терморегуляции у новорожденных детей. Температурный режим, требования к одежде детей. Синдромы гипо и гипертермии.

Питание детей до 1 года

1. Механизмы долгосрочного влияния питания на рост и развитие детей. Принципы рационального питания детей раннего возраста.
2. Значение грудного вскармливания для правильного роста, развития, состояния здоровья ребенка, его незаменимость.
3. Состав женского молока, характеристика основных нутриентов.
4. Биологически активные компоненты женского молока, их значение для развития и здоровья ребенка.
5. Изменение состава женского молока в процессе лактации. Состав и значение молозива.
6. Лактация. Анатомоморфологические особенности зрелой молочной железы. Процесс образования молока. Регуляция лактации.
7. Периоды грудного вскармливания. Организация грудного вскармливания на начальном этапе. Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери и ребенка.
8. Питание и режим кормящей матери. Факторы, влияющие на лактацию. Факторы поддержки и сохранения лактации на длительный срок.
9. Правила грудного вскармливания ребенка после выписки из роддома. Оценка достаточности питания ребенка. Симптомы, указывающие на недостаток молока.

Прикорм

1. Понятие о прикорме, целесообразность его введения. Группы продуктов, использующихся в качестве прикорма, сроки введения.
2. Показания к введению прикорма, признаки готовности ребенка к введению прикорма. Правила и сроки отлучения ребенка от груди матери.
3. Правила введения продуктов блюд прикорма. Оптимальные сроки введения прикорма, осложнения при раннем или позднем введении. Клинические проявления и причины пищевой непереносимости
4. Продукты и блюда прикорма промышленного изготовления. Их характеристика, преимущества, ассортимент, правила приготовления.
5. Понятие о «пищевом» воспитании ребенка раннего возраста.

Искусственное вскармливание

1. Искусственное вскармливание. Определение. Причины перевода на искусственное вскармливание. Недостатки искусственного вскармливания.
2. Сравнение состава женского и коровьего молока. Принципы создания заменителей женского молока.
3. Классификация молочных смесей для искусственного вскармливания. Понятие о «начальных» и «последующих» формулах, их отличия.
4. Кисломолочные смеси, особенности назначения детям на искусственном вскармливании. Их преимущества и недостатки.
5. Правила искусственного вскармливания, критерии оценки его эффективности, наиболее частые ошибки. Последствия недостаточного и избыточного потребления нутриентов.

Смешанное вскармливание

1. Смешанное вскармливание. Определение. Причины перевода на смешанное вскармливание. Правила смешанного вскармливания.
2. Показания к назначению смешанного вскармливания. Причины временного уменьшения лактации. Молочные смеси, применяемые в качестве докорма. Правила смешанного вскармливания.
3. Гипогалактия, определение, виды, степени. Методы повышения лактации. Признаки недостаточности питания ребенка.

Питание детей старше 1 года

1. Питание детей от 1 года до 3 лет. Потребность в основных пищевых ингредиентах: белках, жирах, углеводах, минеральных солях, витаминах, энергии. Распределение суточного рациона по объему и калорийности. Требования, предъявляемые к пище детей раннего возраста (кулинарная обработка, консистенция, объем разовых порций, внешний вид и др.). Основной набор продуктов, используемых в питании детей от 1 года до 3 лет.



Версия для печати

The PetroveLimited & Kollovrat production



Hosted by uCoz