КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ - Программа обучения ПДБ
ГОУ ВПО
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. И. ПИРОГОВА

Логотип
Главная страница

История Кафедры

Коллектив кафедры

Учебная работа
- Студентам

-- Программа обучения
-- Расписание занятий
-- Рекомендуемая литература
-- Экзамены
-- Клинические базы
-- Расположение отделений
-- Требования к студенту
-- Тестовые задания
-- Методические пособия
-- Элективы
-- Летняя практика

-- Разное

- Последипломное образование

Научная работа

СНК

Наши друзья

Горячая линия






Учебная программа "Пропедевтика Детских Болезней"

Главная страница /Учебная работа/ Студентам/Программа обучения/Учебная программа "Пропедевтика Детских Болезней"
Перечень знаний и практических умений

После завершения обучения на кафедре пропедевтики детских болезней с курсом здорового ребенка студент должен:

I. Знать:
  • вопросы деонтологии и медицинской этики;
  • клинические анатомо-физиологические особенности детей различного возраста и подростков;
  • методы оценки физического, нервно-психического, полового развития детей и подростков, основы воспитания и организации здорового образа жизни;
  • особенности методики исследования основных органов и систем детей и подростков;
  • наиболее часто используемые лабораторные и инструментальные методы исследования, их диагностическую значимость;
  • семиотику и основные синдромы поражения органов и систем у детей и подростков;
  • критерии оценки тяжести состояния больного ребенка;
  • научные основы и практические вопросы рационального питания здоровых детей раннего возраста.

II. Уметь:
  • устанавливать психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми и их родителями;
  • собрать анамнез болезни и жизни, сделать заключение по анамнезу;
  • оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка и их соответствие возрастным нормативам;
  • провести клиническое обследование (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) органов и систем здорового и больного ребенка, сделать заключение по результатам;
  • оценить результаты лабораторных и инструментальных методов обследования, сделать заключение;
  • сделать заключение об основных синдромах поражения органов и систем больного ребенка и тяжести состояния;
  • написать пропедевтическую историю болезни (развития) ребенка;
  • составить рацион питания для здорового ребенка раннего возраста и дать рекомендации по рациональному вскармливанию.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ


Педиатрия - наука о здоровом и больном ребенке, ее место в системе общей медицины. Педиатрия как частный раздел валеологии.

Основные этапы развития и становления отечественной педиатрии. Роль С.Ф. Хотовицкого, Н.А. Тольского, Н.Ф. Филатова, Н.П. Гундобина, К.А. Раухфуса, А.А. Киселя, В.И. Молчанова, М.С. Маслова, А.А. Колтыпина, Г.Н. Сперанского, Ю.Ф. Домбровской, А.Ф. Тура, А.В. Мазурина и других в развитии педиатрии.

Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи детям и подросткам в России. Профилактическое направление педиатрии. Формы медицинского обслуживания детского населения.

Вопросы деонтологии и медицинской этики в педиатрии.

Значение пропедевтической кафедры в изучении педиатрии. Цели и задачи обучения.

История болезни (развития) ребенка как научно-медицинский и юридический документ. Основные разделы истории болезни (развития). Особенности схемы истории болезни (развития) в детской больнице, поликлинике и доме ребенка.

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Возраст и возрастная периодизация в педиатрии.

Периоды детства: подготовительный, внутриутробный, внеутробный.

Внутриутробное развитие плода. Эмбриональная и фетальная фазы развития плода. Тератогенные факторы и их влияние на плод в различные сроки гестации, “критические периоды”. Значение плацентарного кровообращения для развития плода. Понятие о фетоплацентарной недостаточности. Воздействие гестозов, внутриутробной гипоксии, интоксикации, вирусной и бактериальной инфекции, лекарственных веществ и других факторов на органогенез и развитие плода. Понятие об эмбрио- и фетопатиях.

Новорожденный ребенок. Клиническая оценка состояния новорожденных при рождении (шкала Апгар). Понятие о зрелости, морфофункциональные признаки зрелого новорожденного. Понятие о задержке внутриутробного развития, о внутриутробной гипотрофии. Адаптация детей к внеутробной жизни. Транзиторные переходные состояния новорожденных: “физиологические” убыль массы, желтуха, эритема и шелушение кожи и другие.

Грудной возраст: высокие темпы развития, тесная связь с матерью, грудное вскармливание, особенности иммунитета, профилактические прививки, заболевания.

Характеристика преддошкольного, дошкольного периодов, младшего и старшего школьного возраста. Связь периодов детства и возрастной патологии.

Физическое развитие детей. Определение. Основные законы роста детей. Факторы, определяющие рост детей (генетические, средовые, роль эндокринной и нервной системы и др.). Изменение длины и массы в процессе роста и развития детей, изменение пропорций тела, типа телосложения в процессе роста. Особенности физического развития подростков, влияние перестройки эндокринной системы. Понятие об акселерации и ретардации развития детей.

Методика исследования физического развития детей. Методика антропометрических измерений (длина и масса тела, окружности головы и груди) у детей различного возраста. Методы оценки физического развития: центильный, сигмальный, метод эмпирических формул. Оценка состояния питания. Оценка пропорциональности телосложения. Возрастные типы телосложения у детей. Понятие об индексах физического развития.
Площадь поверхности тела, ее возрастные изменения.
Семиотика наиболее частых отклонений физического развития детей: нарушения роста, недостаточная или избыточная масса, непропорциональное развитие отдельных частей тела и их причины. Понятие о гипо- и паратрофии, гипостатуре, нанизме, гигантизме.

Нервно-психическое развитие. Анатомические, морфологические и функциональные особенности головного и спинного мозга у детей. Рост и дифференцировка структур центральной и периферической нервной системы после рождения ребенка, особенности кровоснабжения мозга и гематоэнцефалического барьера у детей, биохимический состав нервной ткани, связь с патологией.

Значение соотношения развития спинного мозга и позвоночного канала у детей. Исследование ликвора, возрастные особенности его состава у детей.

Показатели нервно-психического развития детей. Безусловные рефлексы и формирование условно-рефлекторной деятельности ребенка. Закономерности формирования двигательной активности. Значение анализаторов в формировании движений, развитие координации движений. Средние сроки появления моторных и статических навыков у ребенка 1-го года жизни.

Развитие эмоций, форм общения, этапы формирования речи (предречевое развитие, «сенсорная» речь, моторная речь). Роль импритинга и воспитания в нервно-психическом развитии ребенка.

Методика оценки нервно-психического развития детей раннего возраста.

Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие ребенка (генетические, патология беременности и родов, заболевания, питание, условия внешней среды, воспитание).

Значение игры в познании детьми окружающего мира. Подбор игрушек для детей различного возраста. Сон и режим дня детей различного возраста.

Особенности развития органов чувств у детей.

Особенности нервно-психического развития подростков, влияние перестройки эндокринной системы, формирование характера, профессиональная ориентация.

Основные клинические проявления поражения ЦНС после рождения ребенка и их влияние на дальнейшее развитие ребенка. Понятие об олигофрении. Понятие об энцефалопатии. Семиотика изменения ликвора.

Половое развитие детей (см. раздел «Эндокринные железы»).

Понятие о биологическом возрасте и критериях его оценки в различных возрастных группах детей.

Социальное развитие детей и подростков, критерии оценки.

Здоровый ребенок. Основные понятия: здоровый ребенок – пограничные состояния здоровья - болезнь. Клиническое понятие «здоровье» как совокупность морфологических, функциональных, психологических и других показателей ребенка, находящихся в пределах индивидуальной возрастной нормы, с учетом которых обеспечивается организация среды, режим жизни и питания детей различных возрастных групп. Связь здоровья и развития ребенка. Роль наследственно-генетических факторов, условий внешней среды, питания, воспитания, предупреждения заболеваний для правильного развития ребенка.

Критические состояния развития, реакции дезадаптации. Пограничные состояния здоровья. Методические подходы к оценке здоровья детей. Понятие о группах здоровья.


АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ И СЕМИОТИКА ОСНОВНЫХ ПОРАЖЕНИЙ

Анамнез

Значение анамнеза для диагноза. Методика сбора анамнеза жизни и болезни ребенка. Особенности расспроса родителей и детей. Схема анамнеза болезни и анамнеза жизни. Оценка анамнеза жизни для понимания особенностей развития ребенка (наследственность, условия жизни, воспитания, перенесенные заболевания и т.д.) и выделение факторов риска нарушения здоровья ребенка.

Общий осмотр

Общий вид здорового и больного ребенка и подростка, состояние сознания, поведение, реакция на окружающее, положение (активное, свободное, пассивное, вынужденное), выражение лица и т.д. Критерии оценки тяжести состояния больного при острых и хронических заболеваниях (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое). Понятие о токсикозе, декомпенсации органов и систем, клинические признаки.

Понятие о стигмах дисморфогенеза.

Кожа и ее придатки, жировая ткань и подкожный жировой слой

Морфологические и функциональные особенности кожи у детей. Методика исследования кожи и семиотика основных ее изменений (окраска, эластичность, влажность и т.д.).

Особенности развития и функционирования придатков кожи: сальных и потовых желез, волосяного покрова и т.д., их изменения при заболеваниях.

Морфологические элементы поражения кожи - первичные и вторичные. Характеристика элементов сыпи. Семиотика сыпей у детей. Изменения кожи при дефектах ухода (потница, опрелости, гнойничковые поражения кожи).

Особенности строения и функции жировой ткани и подкожного жирового слоя у детей. Возрастные и половые особенности развития и распределения жировой ткани. Методика исследование подкожного жирового слоя у детей. Оценка питания. Понятие о тургоре тканей. Отечность общая и ограниченная. Методы определения отеков.

Костно-мышечная система

Анатомо-физиологические особенности мышечной системы. Морфологические особенности строения мыщц и их развитие у детей различного возраста. Периоды диспропорции роста костей и мышц, их значение в клинической диагностике. Методика исследования мышечной системы. Значение физического воспитания и допустимые физические нагрузки детей различного возраста и подростков. Семиотика поражения мышечной системы.

Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей и подростков. Краткие сведения об образовании костной ткани. Стадии образования кости (остеоидный матрикс, минерализация, перемоделирование). Регуляция отложения минеральных солей в костях (значение витаминов, правильного питания, эндокринных желез и т.д.).

Рост и формирование скелета. Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей, его регуляция. Нормальные показатели содержания в крови кальция и фосфора, их экскреция. Суточная потребность детей различного возраста в кальции, фосфоре и витамине D . Особенности надкостницы и кровоснабжения костей, их значение в клинических проявлениях патологических процессов (особенности переломов и их заживления, локализация воспалительных процессов). Время появления основных ядер окостенения. Порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. Сроки закрытия родничков и швов.

Методика исследования костной системы: костей черепа, грудной клетки, конечностей, позвоночника. Исследование суставов, их форма, величина, объем движений, болезненность.

Особенности исследования детей раннего возраста (швы, роднички, плотность костей черепа, наличие зубов, состояние тазобедренных суставов и т.д.). Особенности исследования детей школьного возраста и подростков. Осанка - методы оценки.

Определение “костного” возраста как одного из показателей биологической зрелости.

Семиотика наиболее частых поражений костной ткани (остеомаляция, остеопороз, разрастание остеоидной ткани, деформация и т.д.). Клинические признаки поражения суставов.

Органы дыхания

Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей и подростков, связь с патологией. Органогенез бронхиального дерева и легких для понимания аномалий развития дыхательных путей и методов выхаживания недоношенных детей. Механизм первого вдоха. Клинические признаки зрелости дыхательного центра у новорожденных. Анатомические особенности строения легочной ткани, нарастание массы легких и процесс дифференцирования ацинуса. Сегментарное строение легких и его влияние на локализацию легочного воспалительного процесса у детей. Особенности бронхиального секрета, муко-цилиарного транспорта и кашля у детей раннего возраста, связь с патологией.

Возрастные особенности этапов дыхания у детей: внешнее дыхание, транспорт кислорода от легких к тканям; тканевое дыхание, транспорт углекислоты от тканей к легким. Глубина, частота, ритм, минутный объем дыхания, жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, механика дыхания и др. показатели функции внешнего дыхания у детей и подростков. Возрастные изменения этих параметров. Особенности диффузии газов через альвеоло-капиллярную мембрану и вентиляционно-перфузионных соотношений у детей. Газы крови у детей.

Методика исследования органов дыхания у детей и подростков. Значение осмотра в диагностике поражений органов дыхания у детей различного возраста. Формы одышки, их клинические признаки. Подсчет частоты дыхания у детей, оценка глубины ритма, соотношения вдоха и выдоха. Типы дыхания (грудной, брюшной, смешанный), возрастные изменения у детей.

Особенности перкуссии грудной клетки у детей. Сравнительная и топографическая перкуссия, возрастные особенности верхних и нижних границ легких, проекции долей легких на грудную клетку. Определение экскурсии грудной клетки и подвижности нижнего края легких. Аускультация. Особенности дыхательного шума у детей различного возраста. Механизм пуэрильного дыхания, сроки его появления и перехода в везикулярное дыхание. Бронхофония.

Особенности методики исследования органов дыхания у детей раннего возраста.

Методика исследования внутригрудных лимфатических узлов, симптомы при их поражениях.

Инструментальные, функциональные и лабораторные методы исследования органов дыхания (рентгенологические, бронхоскопия, исследование функции внешнего дыхания и др.).

Семиотика поражения органов дыхания у детей. Семиотика кашля. Семиотика изменений перкуторного звука. Семиотика изменений дыхательных шумов у детей.

Основные синдромы поражения органов дыхания. Синдромы поражения разных уровней дыхательной системы (назофарингит, ларингит, трахеит, бронхит, бронхиолит, пневмония, плеврит).

Синдром дыхательной обструкции и его причины. Синдром крупа. Синдром дыхательной недостаточности, степени тяжести.

Сердечно-сосудистая система

Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у детей и подростков, связь с патологией.

Краткие сведения по органогенезу сердечно-сосудистой системы для понимания врожденных аномалий развития. Кровообращение у плода. Механизм и сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения (аранциев проток, овальное отверстие, боталов проток) после рождения ребенка и установление легочного (малого) круга кровообращения.

Нарастание массы сердца у детей и процессы тканевой дифференцировки. Изменение соотношения размеров желудочков и предсердий с возрастом. Особенности формы сердца у детей раннего возраста, у подростков. Возрастные изменения проекции отделов сердца на переднюю поверхность грудной клетки, соотношение поперечника сердца и поперечника грудной клетки. Возрастные особенности кровоснабжения миокарда. Соотношение размеров полостей сердца и просвета сосудов. Особенности строения сосудистой системы у детей. Нервная регуляция кровообращения, особенности проводящей системы сердца у детей.

Возрастные особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у детей и подростков: частота пульса, ударный и минутный объемы, скорость кровотока, объем циркулирующей крови, артериальное давление и другие параметры.

Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей и подростков. Значение осмотра в диагностике поражений сердечно-сосудистой системы у детей. Особенности пальпации сердца и сосудов у детей, характеристики верхушечного толчка, характеристики пульса. Перкуссия границ относительной и абсолютной сердечной тупости у детей и подростков, возрастные изменения. Особенности аускультации сердца и сосудов у детей, аускультативные феномены: звучность тонов, лабильность сердечного ритма, физиологическая тахикардия, дыхательная аритмия, наличие Ш тона, акцент и расщепление П тона на легочной артерии. Соотношение частоты дыханий и пульса.

Характеристика сердечных шумов у детей: частота функциональных шумов, отличия функциональных шумов от органических, шумы “малых” аномалий сердца и сосудов.

Техника измерения и оценка артериального давления у детей.

Особенности методики исследования сердечно-сосудистой системы у детей раннего возраста.

Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы (пробы по Шалкову, проба Штанге, степ-тест, велоэргометрия) и их оценка у детей.

Возрастные особенности электрокардиограммы у детей: частота сердечных сокращений, ритм, электрическая ось сердца, характеристики зубцов и интервалов ЭКГ. Другие инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы (эхокардиография, доплеркардиография, фонокардиография и др.).

Семиотика поражения сердечно-сосудистой системы у детей. Семиотика изменений цвета кожи при сердечно-сосудистой патологии, семиотика патологических пульсаций в области сердца и сосудов, семиотика расширения границ сердечной тупости, семиотика изменения звучности тонов, семиотика сердечных шумов.

Семиотика нарушений ритма сердца (тахи-, брадикардия, дыхательная аритмия, экстрасистолия, блокады и др.). Изменения ЭКГ при гипертрофии желудочков и предсердий.

Семиотика врожденных пороков сердца: со сбросом крови слева направо; со сбросом справа налево; с синдромом шлюза. Семиотика приобретенных пороков сердца.

Синдромы поражения сердца: мио-, эндо- и перикарда.

Синдром сердечной недостаточности, клинические проявления лево- и правожелудочковой недостаточности, стадии недостаточности кровообращения. Синдром сосудистой недостаточности.

Органы пищеварения

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей и подростков, связь с патологией. Эмбриогенез органов пищеварения для понимания аномалий развития.

Полость рта, особенности у детей. Приспособления для сосания у новорожденных. Сосательный и глотательный рефлексы и акт сосания.

Анатомические и морфологические особенности пищевода, желудка, тонкой и толстой кишок, печени, желчного пузыря и желчных путей, поджелудочной железы. Рост и развитие этих органов в постнатальном периоде. Особенности сфинктерного аппарата органов пищеварения у детей.

Физиологические особенности органов пищеварения у детей, состояние секреторной и ферментативной функций слюнных, желудочных, кишечных желез, внешнесекреторной функции печени и поджелудочной железы. Гормоны желудочно-кишечного тракта у детей.

Особенности пищеварения у детей и подростков: возрастные особенности мембранного и полостного пищеварения, особенности процессов усвоения (всасывания) питательных веществ.

Состояние эвакуаторной функции желудочно-кишечного тракта у детей, ее зависимость от характера питания. Особенности стула и его характеристики у детей различного возраста.

Бактериальная флора кишечника у здоровых детей различного возраста, ее физиологическая роль. Понятие о биоценозе. Становление микрофлоры кишечника после рождения ребенка, зависимость от вида вскармливания. Понятие об эубиозе и дисбактериозе.

Особенности методики исследования органов пищеварения у детей и подростков. Методика осмотра полости рта и зева у детей различного возраста. Методика исследования живота: осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация.

Осмотр, перкуссия, пальпация печени, возрастные особенности границ и размеров печени у детей, методика исследования поджелудочной железы.

Лабораторные методы исследования органов пищеварения у детей: исследование желудочного секрето- и кислотообразования, исследование экзокринной функции поджелудочной железы.

Методы исследования кала: визуальная оценка, копрограмма, исследование флоры, семиотика изменений.

Биохимический анализ крови («печеночные» маркеры) – лабораторные тесты синдромов холестаза, цитолиза, гепато-депрессивного и иммуннопатологического (мезенхимально-воспалительного) синдромов.

Знакомство с инструментальными методами исследования: ультразвуковым, рентгенологическим, эндоскопическим.

Семиотика поражений полости рта и зева у детей (стоматиты, гингивиты, ангины). Основные синдромы поражения органов пищеварения у детей: болевой абдоминальный, диспепсический, срыгивания и рвоты, желтухи, малабсорбции.

Синдромы поражения разных уровней пищеварительной системы у детей: пищевода, желудка, тонкой и толстой кишок, гепато-билиарной системы, поджелудочной железы. Синдром печеночной недостаточности.

Органы мочеобразования и мочеотделения

Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочеотделения у детей, связь с патологией.

Эмбриогенез органов мочеобразования и мочеотделения для понимания аномалий развития и положения. Сроки начала процесса мочеобразования у плода.

Анатомо-физиологические особенности почек у детей и подростков. Возрастное нарастание массы и размеров почек у детей, изменения положения почек, процесс дифференцировки нефрона. Функциональные особенности мочевыделительной системы у детей. Созревание клубочковой фильтрации, особенности канальцевой реабсорбции различных веществ у детей. Канальцевая секреция, ее созревание с возрастом. Количество и состав мочи у детей различного возраста, суточная экскреция различных веществ с мочой. Особенности мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала у детей и подростков. Особенности регуляции мочеиспусканий, изменение числа мочеиспусканий с возрастом.

Методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения. Осмотр. Методика выявления отеков и клиническое различие отеков почечного и сердечного происхождения. Методика пальпации почек и мочевого пузыря. Симптом Пастернацкого. Перкуссия мочевого пузыря.

Диурез у детей, методы его оценки. Оценка анализа мочи у детей. Функциональные и инструментальные методы исследования мочевыделительной системы у детей (биохимические показатели, проба Зимницкого, клиренс по эндогенному креатинину, УЗИ, уро- и цистография, цистоскопия и др.). Методы исследования и оценка клубочковой фильтрации и реабсорбции у детей.

Клинические синдромы поражения мочевыделительной системы у детей и подростков (отечный, артериальной гипертензии, болевой, токсикоза, олиго- и полиурии, недержания мочи, энуреза и др.).

Семиотика изменений анализа мочи (протеинурия, гематурия, лейкоцитурия, цилиндрурия и др.).

Основные заболевания мочевыделительной системы у детей: нефрит, пиелонефрит, цистит, рефлюкс-нефропатия, синдром нейрогенной дисфункции мочевого пузыря.

Синдром почечной недостаточности, клинические и лабораторные признаки острой и хронической формы.

Органы кроветворения

Особенности кроветворения у плода: смена мест, этапов, типов кроветворения, критические периоды. Состав крови плода.

Кроветворение после рождения ребенка. Особенности милограммы у детей и ее оценка.

Состав периферической крови у детей и подростков.

Закономерности изменения эритроцитарного ростка после рождения. Понятие о нижней и верхней границах нормы гемоглобина и эритроцитов в различных возрастных группах детей.

Закономерности изменения количества лейкоцитов и лейкоцитарной формулы с возрастом у детей.

Количественные и качественные изменения тромбоцитов периода новорожденности. Возрастные особенности гемостаза у детей и подростков.

Методика исследования органов кроветворения у детей и подростков. Общий осмотр, методика пальпации лимфоузлов, селезенки. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Исследование периферической крови, костного мозга (стернальная пункция по Аринкину и трепанобиопсия), пункция лимфатических узлов, селезенки и т.д. Оценка анализа крови у детей и подростков.

Основные синдромы поражения органов кроветворения и состава периферической крови. Понятие о гипоплазии и дисплазии костного мозга. Варианты анемического и геморрагического синдромов, типы кровоточивости. Увеличение и уменьшение общего числа лейкоцитов и отдельных клеток в лейкоцитарной формуле. Синдром увеличения лимфатических узлов.

Заболевания, сопровождающиеся спленомегалией, гиперспленизмом, функциональной аспленией.

Эндокринные железы

Внутриутробгый этап развития нейро-эндокринной системы и его значение для роста и развития плода, формирования его пола.

Возрастные особенности эндокринных желез у детей: гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников, поджелудочной и половых желез, их физиологическая роль.

Наиболее частые синдромы гипер-, гипо- и дисфункции отдельных эндокринных желез.

Половое развитие детей и подростков. Сроки полового созревания. Семиотика нарушений полового развития.

Температура тела и терморегуляция

Особенности теплопродукции, теплоотдачи и терморегуляции у детей различного возраста, критерии зрелости системы терморегуляции у новорожденных детей. Температурный режим окружающего воздуха для детей различного возраста, требования к одежде. Закаливание детей.

Семиотика изменения температуры тела у детей. Состояние гипо- и гипертермии.

Особенности иммунитета у детей

Основные органы лимфоидной системы (тимус, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани) у детей, их развитие после рождения.

Особенности неспецифических факторов резистентности (лизоцим, пропердин, система комплемента, фагоцитоз и др.) у детей, связь с заболеваниями.

Становление и особенности функционирования специфического иммунитета клеточного (Т-лимфоциты) и гуморального (В-лимфоциты) типов у детей, связь с возрастной заболеваемостью. Возрастные изменения количества лимфоцитов и их субпопуляций у детей, возрастная динамика уровня иммуноглобулинов.

Синдромы нарушения иммунитета у детей, иммунодефицитные состояния.

Особенности обмена веществ у детей

Распределение энергии у детей различного возраста, отличия от взрослых. Закономерности возрастных изменений основного обмена. Роль и значение пластического обмена для роста и развития детей. Фазы энергетического обмена в зависимости от накопления энергии. Потребность в энергии детей различного возраста. Нейроэндокринная регуляция обменных процессов. Общее представление о болезнях обмена веществ как ферментативном блоке.

Особенности белкового обмена у детей и подростков, его значение для растущего организма. Потребность ребенка в белке и аминокислотах. Особенности переваривания белков и всасывания аминокислот у детей.

Баланс азота. Особенности выделения конечных продуктов обмена белка у детей различного возраста. Содержание белка и его фракций в сыворотке крови у детей раннего возраста и семиотика основных отклонений белкового спектра крови.

Семиотика основных нарушений белкового обмена у детей. Синдромы, возникающие при дефиците и избытке белка в питании ребенка. Синдромы, связанные с нарушением переваривания белков и всасывания аминокислот. Понятие об аминоацидопатиях, семиотика нарушения синтеза важнейших белков.

Особенности углеводного обмена у детей. Потребность детей в углеводах. Переваривание и всасывание углеводов. Синдром дисахаридазной недостаточности. Возрастные особенности содержания сахара крови. Причины и клинические проявления гипо- и гипергликемии у детей. Процессы синтеза и распада гликогена и синдром гликогеноза (гликогенной болезни). Особенности гликолиза, пентозного цикла расщепления глюкозы у детей. Синдромы нарушения превращения галактозы и фруктозы в глюкозу (галактоземия, фруктоземия).

Особенности жирового обмена у детей. Особенности содержания и состава жира в возрастном аспекте. Потребность детей в различных жирах. Значение функции поджелудочной железы и печени в процессе переваривания и резорбции жира в тонкой кишке. Особенности абсорбции и транспорта жирных кислот с разной длиной цепи углеродных атомов. Стеаторея новорожденных. Содержание в сыворотке крови липидов, липопротеидов и транспортных форм жира у детей различного возраста. Понятие о первичном и вторичном кетозе у детей ( “ацетонемическая” рвота, сахарный диабет). Понятие о кетогенности диеты, о синдроме гиперлипидемии и внутриклеточных липоидозах.

Особенности водно-солевого обмена. Возрастные особенности содержания воды в организме, распределение вне- и внутриклеточной жидкости. Лабильность водного обмена, ее причины. Потребность ребенка в воде в возрастном аспекте. Пути выделения жидкости из организма, роль каждого из них у детей. Ионограмма. Значение катионов натрия, калия, кальция и магния. Понятие о гипо- и гипернатриемии и калиемии. Изменения ЭКГ при этих состояниях.

Нарушения водно-солевого обмена (дегидратация, гипероосмия “водная интоксикация”), причины их возникновения.

Кислотно-щелочное равновесие крови у детей. Методы определения. Понятие об ацидозе и алкалозе метаболического и дыхательного происхождения.

Витамины, минеральные вещества и микроэлементы, их физиологическая роль и значение для правильного роста и развития ребенка и поддержания здоровья. Возрастная физиологическая потребность в витаминах, минералах и некоторых микроэлементах у детей. Клинические признаки витаминной и микроэлементной недостаточности.

Питание здорового ребенка

Общие принципы питания детей раннего возраста

Современные представления об основных пищевых веществах и их физиологической роли в питании детей (белки и аминокислоты, липиды и жирные кислоты, углеводы, витамины, минералы и микроэлементы, пищевые антиоксиданты).

Механизмы долгосрочного влияния питания на рост, развитие ребенка и состояние здоровья в будущем.

Понятие о рациональном и сбалансированном питании. Основные принципы здорового питания детей раннего возраста: соответствие количества и качества пищи физиологическим и метаболическим особенностям организма ребенка; многокомпонентная сбалансированность питания; учет индивидуальных особенностей ребенка; незаменимость грудного вскармливания на раних этапах развития ребенка.

Рекомендуемые нормы потребностей в пищевых ингредиентах и энергии для детей раннего возраста.

Питание (вскармливание) детей 1-го года жизни

Естественное вскармливание: определение, его значение. Периоды естественного вскармливания: подготовительный, взаимной адаптации, основной, прикормов, отлучения от груди.

Физиология лактации: образование и выведение молока, нейро-гормональная регуляция.

Состав и биологически активные компоненты женского молока. Изменения состава женского молока в процессе лактации: отличия молозива, переходного и зрелого молока; значение молозива для детей первых дней жизни.

Питание и режим кормящей женщины, использование в их рационах специализированных продуктов питания и витаминно-минеральных комплексов.

Организация грудного вскармливания. Сроки первого прикладывания ребенка к груди матери. Противопоказания к раннему прикладыванию и к кормлению грудью в дальнейшем со стороны матери и ребенка. Техника кормления грудью.

Понятие о «свободном» и регламентированном вскармливании. Значение для полноценной лактации раннего прикладывания к груди матери, режима «свободного» вскармливания, ночных кормлений грудью матери и других факторов. Понятие о лактационных кризах, способы увеличения лактации при кризах.

Изменение частоты прикладываний ребенка к груди матери (числа кормлений) на протяжении 1-го года жизни.

Признаки достаточности материнского молока, способы проверки. Расчет суточного и разового объема питания для детей первых 7-10 дней жизни и на последующих этапах 1-го года жизни разными способами.

Организация прикорма. Обоснование необходимости введения прикорма, признаки готовности ребенка к его введению. Набор продуктов для блюд прикорма. Правила введения блюд и продуктов прикорма. Клинические признаки пищевой непереносимости.

Сроки введения соков и фруктовых пюре, их ассортимент, допустимые объемы на 1-ом году жизни.

Сроки введения первого блюда основного прикорма, допустимые объемы, сроки адаптации. Сроки введения и рекомендуемые объемы следующих видов прикорма. Кисломолочные продукты в питании детей 1-го года жизни, их преимущества, недостатки.

Использование продуктов прикорма промышленного выпуска, их преимущества, ассортимент, правила приготовления блюд.

Правила и сроки отлучения ребенка от груди матери.

Искусственное вскармливание. Определение. Отличия состава женского и коровьего молока. Принципы изменения состава коровьего молока (адаптации) для получения адаптированных молочных смесей (АМС).

Классификация и характеристика основных видов АМС: сухие и жидкие, пресные и кисломолочные; «начальные» и «последующие» формулы, их отличия. Принципы выбора искусственных молочных смесей. Преимущества и недостатки кисломолочных смесей, особенности их назначения детям на искусственном вскармливании.

Правила искусственного вскармливания, критерии оценки его эффективности, наиболее частые ошибки. Примерное число кормлений в течение дня и суточный объем питания при искусственном вскармливании на протяжении 1 года жизни.

Сроки введения соков, фруктовых пюре, блюд и продуктов прикорма при искусственном вскармливании, использование консервированных продуктов питания.

Смешанное вскармливание. Определение. Гипогалактия, ее причины, формы (первичная, вторичная), степени. Меры профилактики гипогалактии, методы повышения лактации. Признаки недостаточности питания ребенка.

Показания к назначению смешанного вскармливания. Правила смешанного вскармливания. Молочные смеси, применяемые в качестве докорма. Методы определения количества докорма.

Работа раздаточных пунктов детского питания, «молочная кухня», Ассортимент продуктов питания. Правила выписывания требования (рецепта) на раздаточный пункт.

Принципы питания детей от 1 года до 3 лет

Требования, предъявляемые к пище детей старше 1-го года (объем, консистенция, способы кулинарной обработки продуктов, вкусовые качества и внешний вид пищи, сервировка стола и т.д.). Обеспечение безопасности питания.

Режим питания. Число приемов пищи, распределение суточного калоража пищи.

Группы продуктов, используемых в питании детей старше года (молоко, мясо, рыба,

яйца, сахар, крупы, овощи, фрукты и т.д.). Организация питания детей в детских учреждениях. Понятие о физиологических столах.



The PetroveLimited & Kollovrat production



Hosted by uCoz