КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ - Программа обучения - Общий уход за детьми
ГОУ ВПО
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. И. ПИРОГОВА

Логотип
Главная страница

История Кафедры

Коллектив кафедры

Учебная работа
- Студентам

-- Программа обучения
-- Расписание занятий
-- Рекомендуемая литература
-- Экзамены
-- Клинические базы
-- Расположение отделений
-- Требования к студенту
-- Тестовые задания
-- Методические пособия
-- Элективы
-- Летняя практика

-- Разное

- Последипломное образование

Научная работа

СНК

Наши друзья

Горячая линия






Учебная программа "Общий уход за детьми"

Главная страница /Учебная работа/ Студентам/Программа обучения/Учебная программа "Общий уход за детьми"

Перечень знаний и практических умений

После завершения обучения на кафедре пропедевтики детских болезней с курсом здорового ребенка студент должен:

I. Знать:
  • значение ухода за детьми;
  • этико-деонтологические принципы работы и нормы поведения медицинского персонала, юридическую ответственность медицинского персонала;
  • правила личной гигиены персонала;
  • устройство, оборудование и лечебно-охранительный режим детской больницы и дома ребенка;
  • санитарный и противоэпидемический режим детской больницы и дома ребенка;
  • функциональные обязанности младшего (помощник медицинской сестры) и среднего (медицинская сестра) медицинского персонала;
  • технику влажной уборки помещений, проветривания палат, технику текущей и заключительной дезинфекции;
  • требования к организации рабочего места медицинской сестры, правила смены и передачи дежурств;
  • перечень и ведение медицинской документации на сестринском посту в больнице и в доме ребенка;
  • порядок хранения и учета лекарств;
  • способы и методы применения лекарственных средств;
  • правила личной гигиены ребенка; технику манипуляций по уходу за детьми (умывание, ванны, уход за кожей, глазами и т.д.);
  • физиологические и лечебные столы для детей разного возраста, правила кормления детей и способы обработки посуды;
  • технику выполнения медицинских манипуляций (термометрия, антропометрия, подсчет частоты пульса, дыхания, измерение АД);
  • методы взятия материала для лабораторных исследований;
  • способы подготовки ребенка к рентгенологическому и УЗИ исследованиям и др.;
  • технику выполнения медицинских лечебных процедур (горчичники, банки, клизмы и др.);
  • методы ухода за больными детьми с патологией органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, кроветворения, мочевыделительной системы и кожи;
  • методы оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях.
II. Уметь:
  • своевременно и точно выполнять назначения врачей и медицинских сестер отделения;
  • приготовить рабочие растворы разной концентрации (1, 3, 5%) для дезинфекции;
  • провести влажную уборку помещений, текущую и заключительную дезинфекцию;
  • поддерживать санитарный порядок в палате, проводить проветривание;
  • обработать кровати, прикроватные тумбочки, пеленальные столы и др. дезинфицирующими растворами;
  • правильно хранить белье, уборочный инвентарь и моющие средства;
  • сменить нательное и постельное белье;
  • подать судно, горшок, провести их дезинфекцию;
  • раздать пищу и накормить детей различного возраста, в том числе грудных;
  • обработать посуду, выписать порционное требование на пищеблок;
  • пользоваться функциональной кроватью;
  • пеленать детей, подобрать одежду и одеть детей разного возраста в зависимости от сезона;
  • подобрать игрушки для детей различных возрастных групп, уметь их обработать;
  • провести взвешивание, измерение роста, окружности головы и грудной клетки;
  • оценить и отметить в медсестринском листе или в истории болезни стул у детей грудного возраста;
  • принять больного ребенка в стационар, провести осмотр кожи и волос для исключения инфекционных заболеваний и педикулеза;
  • обработать ребенка при педикулезе;
  • ознакомить ребенка с правилами личной гигиены, поведения и режимом дня;
  • контролировать выполнение правил личной гигиены детей старшего возраста и помогать в их выполнении детям младшего возраста (умывание, подмывание, обработка кожи, полости рта, ушей, глаз, носа, стрижка ногтей, уход за волосами);
  • наблюдать за внешним видом и состоянием больного ребенка;
  • измерить температуру и заполнить температурный лист;
  • разложить и раздать лекарства больным детям согласно назначениям врача;
  • транспортировать больного;
  • провести гигиенические и лечебные ванны;
  • подсчитать частоту пульса, дыхания, измерить АД;
  • оказать помощь при отправлении естественных потребностей, поставить клизму, ввести газоотводную трубку;
  • обработать пролежни;
  • дать кислород;
  • отсосать мокроту;
  • сделать компресс;
  • применить грелку, пузырь со льдом;
  • поставить горчичники, банки;
  • закапывать лекарственные растворы в нос, в наружный слуховой проход, в конъюнктивальный мешок;
  • обработать кожу кремом, мазью, болтушкой, присыпкой, наложить пластырь;
  • провести ингаляцию лекарственных средств;
  • произвести забор мокроты, слизи из носа и зева;
  • произвести забор кала для лабораторных исследований;
  • определить диурез, собрать мочу для общего анализа, для пробы Зимницкого;
  • подготовить больного к УЗИ и рентгенологическому исследованию;
  • оформлять медицинскую документацию;
  • оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях (гипертермия, судорога, нарушения дыхания и сердечной деятельности, при кровотечениях, рвоте, диарее, болях в животе, острой задержке, мочи).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Значение ухода за здоровыми и больными детьми. Эгико-деонтологические принципы работы медицинского персонала. Моральный облик медицинского персонала: чуткое и внимательное отношение к ребенку и родителям, дисциплинированностъ и наблюдательность, знание своего дела. Владение медицинской техникой: Нормы поведения медицинской сестры. Строгое выполнение правил профессиональной этики и взаимоотношений с персоналом медицинских учреждений и родителями. Моральная и юридическая ответственность медицинского работника. Личная гигиена и внешний вид медицинского персонала.

Устройство, оборудование детской больницы, дома ребёнка. Приемное отделение, его структура и функции. Мельцеровские боксы, их устройство. Лечебно-охранительный и санитарно-эпидемиологический режим детской больницы и детских учреждений. Устройство и оборудование палат и подсобных помещений.

Функциональные обязанности младшего медицинского персонала. Техника влажной уборки палат и других помещений, наблюдение за температурой воздуха в палате, проветривание, режим "кварцевания". Приготовление рабочих дезинфицирующих растворов разной концентрации (1, 3, 5%). Текущая и заключительная дезинфекция. Контроль санитарного состояния тумбочек, постели. Порядок хранения чистого и грязного белья, уборочного инвентаря, моющих средств. Смена нательного и постельного белья. Подача судна, горшка, их дезинфекция. Функциональные обязанности палатной медицинской сестры и медицинской сестры-воспитателя дома ребенка. Организация рабочего места медицинской сестры. Перечень и ведение медицинской документации на сестринском посту. Порядок заполнения сестринских листов. Правила смены и передачи дежурств. Способы и методы применения лекарственных средств. Порядок хранения и учета лекарств.

Питание здоровых и больных детей. Понятие о физиологических и лечебных столах детей различного возраста. Раздача пищи, помощь в кормлении детей раннего возраста, правила кормления тяжелобольных детей. Обработка посуды, ее дезинфекция. Выписывание порционного требования на пищеблок.

Прием больных в стационар. Осмотр кожи и волос для исключения инфекционных заболеваний и педикулеза. Обработка волосистой части головы при педикулезе. Заполнение паспортной части истории болезни. Виды и техника транспортировки больных.

Правила личной гигиены ребенка. Обучение детей и контроль за выполнением правил личной гигиены у детей старшего возраста, помощь в их выполнении детям младшего возраста. Умывание лица, чистка зубов, ушей, полости носа, гигиена рук и ног, половых органов. Стрижка ногтей, уход за волосами. Уход за кожей и слизистыми оболочками и профилактика их поражений у тяжелобольных детей. Обработка пролежней. Техника гигиенической ванны. Гигиенические требования к личной одежде ребенка.

Уход за грудным ребенком. Одежда детей первого года жизни, техника пеленания. Режим дня, продолжительность сна, частота кормлений. Элементы воспитания детей раннего возраста. Подбор игрушек, для детей разных возрастных групп, организация игр. Оценка физического, нервно-психического развития детей, их поведения. Измерение массы, длины тела, окружности головы и груди у детей первого года жизни, регистрация результатов. Контроль количества молока, высосанного у матери. Техника искусственного вскармливания. Мойка, дезинфекция и хранение посуды для кормления детей первого года жизни. Техника выполнения медицинских манипуляций по уходу за кожей, полостью рта, глазами, носом, половыми органами у грудных детей. Оценка и регистрация стула. Техника гигиенической ванны.

Наблюдение за внешним видом и состоянием больного ребенка. Особенности положения ребенка в постели в зависимости от тяжести состояния. Функциональная кровать, техника использования. Смена белья у тяжелобольного ребенка.

Измерение температуры тела и ее регистрация. Составление температурных кривых. Хранение термометров и их дезинфекция.

Антропометрия. Измерение роста, массы тела ребенка, регистрация в истории болезни.

Уход за лихорадящими больными. Измерение температуры через 3 часа. Оказание доврачебной помощи. Техника физических методов охлаждения; раздевание ребенка, обтирание кожи спиртом, холод на гoлову, паховую область, прохладная клизма. Контроль выпаивания жидкостей. Доврачебная помощь при судорогах.

Наблюдение и уход за детьми с заболеваниями кожи. Применение наружных средств (примочек, присыпок, мазей, гелей и др.), выполнение лечебных ванн. Предупреждение расчесов.

Наблюдение и уход за детьми с заболеваниями органов дыхания. Подсчет числа дыханий и их регистрация. Методика оксигенотерапии. Ингаляция и аэрозолетерапия. Техника пользования небулайзерами и спейсерами. Техника забора слизи из носа и зева, мокроты; направление материала для лабораторных исследований. Оказание помощи при кашле. Освобождение дыхательных путей от мокроты. Первая доврачебная помощь при остановке дыхания, при бронхиальной обструкции, при крупе.

Наблюдение и уход за детьми с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Режим больного (строгий постельный, полупостельный, общий). Подсчет пульса, дыхания. Измерение артериального давления. Водный и солевой режим. Определение диуреза. Оказание первой доврачебной помощи при обмороке, коллапсе, остановке сердца.

Наблюдение и уход за детьми с заболеваниями органов пищеварения. Осмотр полости рта и уход за ней. Виды зондов и техника промывания желудка. Техника фракционного желудочного и дуоденального зондирования. Особенности питания при заболеваниях органов пищеварения. Особенности водного и солевого режима при дегидратации. Наблюдение за стулом и его регистрация. Взятие кала для лабораторных исследований. Техника введения газоотводной трубки, выполнение очистительной, гипертонической, лечебной клизм. Дезинфекция системы и наконечников. Подготовка больного к эндоскопическому и рентгенологическому исследованию желудочно-кишечного тракта. Первая доврачебная помощь при рвоте, диарее, болях в животе, желудочно-кишечных кровотечениях.

Наблюдение и уход за детьми с заболеваниями почек и мочевыводящих путей. Водный и солевой режим, особенности питания. Контроль количества выпитой и выделенной жидкости. Подсчет числа мочеиспусканий. Сбор мочи для различных лабораторных исследований (общий, по Нечипоренко, Каковскому-Аддису, на бактериурию, проба по Зимницкому). Дезинфекция, хранение и подача больному мочеприемника. Особенности сбора мочи у девочек и мальчиков раннего возраста. Уход за больными с недержанием мочи. Подготовка больного к ультразвуковому и рентгенологическому исследованию. Доврачебная помощь при острой задержке мочи.

Наблюдение и уход за детьми с заболеваниями кроветворной системы. Виды кровоточивости. Оказание доврачебной помощи при носовых, маточных и других видах кровотечений.


The PetroveLimited & Kollovrat production



Hosted by uCoz