КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ - Программа подготовки
ГОУ ВПО
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. И. ПИРОГОВА

Логотип
Главная страница

История Кафедры

Коллектив кафедры

Учебная работа

Научная работа

СНК

Наши друзья

Горячая линия






ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ В КЛИНИЧЕСКОЙ
ОРДИНАТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ».

Главная страница /Учебная работа/ Ординаторам/Программа подготовки
I. ПИТАНИЕ 3ДОРОВЫХ И БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

1. Возрастные особенности системы пищеварения у детей, ее созревание и развитие: переваривание и всасывание белков, жиров, углеводов и микроэлементов.

2. Современные концепции детской нутрициологии: теории сбалансированного и адекватного питания, метаболического программирования и др. Общие принципы рационального питания детей.

3. Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании детей. Методы оценки состояния питания детей (нутритивный статус).

Питание детей 1-го года жизни

1. Грудное вскармливание как оптимальный способ питания детей 1-го года жизни. Состав и свойства женского молока. Организация грудного вскармливания. Способы поддержки длительной лактации. Методы профилактики гипогалактии. Питание беременных женщин и кормящих матерей.

2. Современные принципы искусственного вскармливания детей. Классификация и характеристика основных видов молочных смесей – заменителей женского молока. Правила искусственного вскармливания.

3. Организация прикорма. Необходимость и сроки введения прикорма. Формирование навыков приема пищи на 1-ом году жизни, техника кормлений. Характеристика продуктов прикорма, сроки и последовательность их введения. Правила введения продуктов и блюд прикорма. Продукты прикорма промышленного выпуска.

4. Принципы питания детей раннего, дошкольного и школьного возраста.

ЛЕЧЕБНОЕ ПИТАНИЕ:

1. Основные группы специализированных продуктов лечебного питания для детей раннего возраста.

2. Лечебное питание при функциональных нарушениях пищеварения у детей 1-го года жизни: срыгивания, запоры, кишечные колики. Лечебное питание при пищевой аллергии при синдроме нарушенного всасывания. Лечебное питание при наследственных болезнях обмена веществ: галактоземии, целиакии, алактазии и др. Лечебное питание при инфекционных и соматических заболеваниях детей.

II. НЕОНАТОЛОГИЯ

При изучении раздела неонатологии ординатор-педиатр усваивает особенности санитарно-гигиенического режима и организацию работы отделе­ния новорожденных детей. Самостоятельно курирует 2-3 детей, назначает и оценивает результаты лабораторных, инструментальных методов исследо­вания, назначает лечение и контролирует его эффективность. Особенное внимание должно быть уделено овладению навыками выхаживания незрелых и недоношенных новорожденных детей, организации правильного грудного вскармливания, расчету питания; при искусственном вскармливании – вы­бору молочной смеси, способам кормления. Обязательным для клинического ординатора является овладение методами инфузионной терапии, расчета вводимых средств, скорости и длительности введения, назначения медикаментозных препаратов, способам и кратности их введения.

В программе раздела должно быть предусмотрено изучение:

1. Анатомо-физиологические особенности доношенного и недоношенного новорожденного ребенка; наследственный, биологический и социальный анамнезы при оценке гестационного возраста соответствия клинико-биологической зрелости новорожденного ребенка. Особенности наблюдения на педиатрической участке новорожденных детей из «группы риска» по различным заболеваниям.

2. Оценка физического и нервно-психического развития доношенных и недоношенных новорожденных детей.

3. Неинфекционные заболевания кожи новорожденных детей: этиология, клинические симптомы, дифференциальный диагноз, течение, лечение, ис­ходы.

4. Гнойно-воспалительные заболевания новорожденных локализованные и генерализованные (сепсис, поражения желудочно-кишечного тракта, пнев­мония и др.): этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

5. Анатомо-физиологические и функциональные особенности бронхо-легочной системы во внутриутробном и неонатальном периодах.

6. Патология органов дыхания у новорожденных детей; пневмонии, пневмопатии, пороки развития и дисплазии бронхо-легочной системы. Синдром дыхательных расстройств (СДР), оценка степени тяжести. Диагностика, прогноз, лечение. Диспансерное наблюдение.

7. Внутриутробные инфекции (вирусные, бактериальные, токсоплазмоз, микоплазменная инфекция, хламидиоз и др.). Этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение, прогноз и профилактика. Диспансерное наблюдение. Достоверность различных методов диаг­ностики внутриутробных инфекций. Инфицирование и болезнь.

8. Желтухи новорожденных (конъюгационная, гемолитическая, паренхиматозная); клиника, диагностика, лечение различных форм желтухи.

9. Гемолитичесная болезнь новорожденных: этиология, патогенез, клиника, дифференциальный диагноз, тактика ведения, экстренная терапия. Пока­зания к заменному переливанию крови. Прогноз. Отдаленные последствия. Диспансерное наблюдение.

10. Перинатальные поражения ЦНС: этиология, основные клинические синдромы. Диагностика, особенности лечения в острый и восстановительный периоды. Исходы.

11. Особенности гемостаза у новорожденных детей. Геморрагический синдром и геморрагическая болезнь новорожденных, врожденные и наследст­венные коагулопатии, тромбоцитопении, ДВС-синдром. Диагностика, дифференциальный диагноз, лечение.

12. Эндокринопатии новорожденных: диабетическая фетопатия, гипотиреоз, патология надпочечников.

13. Анемии новорожденных детей: этиология, классификация, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение.

14. Вскармливание новорожденных детей.

I. ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Ординатор-педиатр в отделении раннего возраста самостоятельно курирует 4-5 детей, проводит клиническое исследование детей, анализирует анамнез жизни и заболевания ребенка, назначает и оценивает результаты обследования клинического, лабораторного, инструментального и др. Назначает питание, проводит расчет и коррекцию питания при нарушении нутритивного статуса ребенка. Организует правильный режим ребенка ранне­го возраста и контролирует его. Назначает лечение, в т.ч. инфузионную терапию с расчетом количества, состава, способа введения, скорости и дли­тельности инфузий. Овладевает и выполняет при необходимости люмбальную пункцию. Осваивает методы оказания неотложной помощи.

Ординатор должен изучать:

1. Способы оценки физического и нервно-психического развития детей раннего возраста с использованием современных методов оценки.

2. Вскармливание здоровых детей раннего возраста. Значение грудного вскармливания для правильного физического и психического развития ребенка и сохранения долговременного здоровья. Организацию грудного вскармливания. Современные принципы искусственного вскармливания, характеристики основных видов молочных смесей. Организацию прикорма. Характеристики продуктов и блюд прикорма, сроки и последовательность их введения. Основные принципы питания детей от 1 года до 3 лет.

3. Лечебное питание при заболеваниях детей раннего возраста: функциональных нарушениях пищеварения – срыгивания, запоры, кишечная колика; при пищевой аллергии; при синдроме нарушенного всасывания; при наследственных заболеваниях обмена веществ: фенилкетонурии, галактоземии, целиакии и др. Особенности питания при дефицитных состояниях детей раннего возраста (гипокальциемия, железодефицитная анемия и др.).

4. Хронические расстройства питания (нарушения нутритивного статуса): гипотрофия, паратрофия. Диагностика. Лечение, лечебное питание. Гипови­таминозы, гипервитаминозы. Причины. Клинические симптомы, лечение.

5. Регуляция и нарушения минерального обмена у детей раннего возраста: рахит, спазмофилия, гипервитаминоз Д. Методы диагностики, дифференциальный диагноз, принципы лечения.

6. Критерии оценки обмена железа у детей раннего возраста. Клинические признаки сидеропении до выявления анемии. Клиника, диагностика желе­зодефицитной анемии у детей раннего возраста. Железосодержащие препараты, показания к назначению, способы введения, разовые, суточные, курсовые дозы. Контроль эффективности применяемых препаратов.

7. Синдром нарушенного кишечного всасывания: лактазная недостаточность, целиакия, муковисцидоз, экссудативная энтеропатия. Дието- и фермен­тотерапия (заместительной) при этих заболеваниях. Контроль эффективности. Диспансерное наблюдение.

8. Возрастные анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей раннего возраста. Синдромы срыгивания и рвоты. Дифферен­циальный диагноз. Принципы диетотерапии и медикаментозной коррекции. Показания к хирургической коррекции.

9. Аномалии развития желудочно-кишечного тракта: пороки развития полости рта, пищевода, желудка, 12-перстной, тонкой и толстой кишки (макро­глоссия, халазия и ахалазия пищевода, пилоростеноз, синдром Ледда, болезнь Гиршпрунга, долихосигма и др.). Клинические симптомы при раз­личных аномалиях. Диагностика. Показания к хирургической коррекции.

10. Нарушения обмена билирубина у детей раннего возраста. Желтухи, (конъюгационная, гемолитическая, механическая, паренхиматозная). Клиника. Дифференциальный диагноз. Принципы лечения. Диспансерное наблюдение.

11. Заболевания органов дыхания. Пневмоння, бронхиолит, простой и обструктивный бронхиты, респираторный аллергоз у детей раннего возраста. Бронхо-легочная дисплазия, редкие заболевания органов дыхания, в т.ч. наследственные. Понятие о стридоре. Принципы лечения. Диспансерное наблюдение.

12. 3аболевания сердечно-сосудистой системы у детей раннего возраста: врожденные пороки сердца. Классификация. Клиника. Показания к хирурги­ческой коррекции порока, назначению сердечных гликозидов. Кардиомиопатии без нарушений и с нарушениями сердечного ритма (врожденная пароксизмалъная тахикардия, миокардит, токсическая кардиопатия, фиброэластоз). Клиника, диагностика, дифференциальный диагноз. Лечение. Значение ЭКГ в диагностике нарушений ритма и контроле за эффективностью лечения. Хроническая сердечная недостаточность, её степени, осо­бенности течения у детей раннего возраста. Сосудистая недостаточность.

13. Врожденная дисфункция коры надпочечников. Клинические варианты. Течение. Дифференциальная диагностика. Лечение. Неотложная помощь. Врожденный гипотериоз, диагностика, лечение.

14. Аллергодерматозы и атопический дерматит у детей раннего возраста. Клинические проявления. Дифференциальный диагноз. Диетотерапия. Лекар­ственное лечение. Прогноз. Диспансерное наблюдение.

15. 3аболевания органов кроветворения у детей раннего возраста. Дефицитные анемии (железо-, витамино-, белководефицитные). Наследственные и врожденные анемии (гемолитические, гипо- и апластические): наследственный сфероцитоз, талассемические синдромы, анемия Блэкфана-Даймон­да и др. Клиника, диагностика, особенности течения в раннем возрасте. Лечение. Прогноз. Диспансерное наблюдение.

16. Геморрагические болезни у детей раннего возраста. Наследственные и приобретенные тромбоцитопении и тромбоцитопатии: причины, классификация, методы диагностики, лечение.

17. Коагулопатии: гемофилия А и В, витамин-К-зависимый геморрагический синдром и др. Методы диагностики, дифференциальный диагноз, лечение. Неотложная помощь при кровотечениях в зависимости от причины и при постгеморрагической анемии. Диспансерное наблюдение.

18. Заболевания органов мочевой системы врожденные и приобретенные у детей раннего возраста. Клиническая картина. Обследование. Диагноз и дифференциальный диагноз. Лечение. Прогноз. Особенности течения пиелонефрита у детей первого года жизни.

19. Последствия перинатального поражения ЦНС. Основные синдромы поражения. Принципы лечения, диспансерное наблюдение.

20. Наследственные (врожденные) иммунодефицитные состояния у детей раннего возраста. Этиопатогенез. Клиника. Методы диагностики. Лечение.

21. Часто болеющие дети. Причины частой респираторной заболеваемости детей раннего возраста. Особенности иммунитета в раннем детстве. Имму­нокоррекция. Методы оздоровления часто болеющих детей.

IV. БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ у ДЕТЕЙ.

При изучении этого раздела клинический ординатор-педиатр должен совершенствовать клинические методы исследования органов дыхания у де­тей, правильно оценивать полученные результаты у больных детей, оценивать дополнительные методы исследования (лабораторные, рентгенологиче­ские, функциональные, инструментальные). На основании полученных результатов обследования назначить лечение при различных бронхо-лёгочных заболеваниях. Оказать неотложную помощь при дыхательных расстройствах.

В программу изучения болезней органов дыхания у детей входит:

1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей различного возраста.

2. Освоение современных методов исследования клинических, рентгенологических, микробиологических, иммунологических, функциональных и др. Участие в проведении бронхоскопии и бронхографии, торакоскопии, выполнение плевральной пункции и оценка их результатов.

3. 3аболевания верхних дыхательных путей: ринит, фарингит, синусит, аденоидит, хронический тонзиллит, ларингит. Этиология, патогенез, клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика. Диспансерное наблюдение.

4. Бронхиты: острый простой и обструктивннй. Этиопатогенез, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика.

5. 5.Пневмонии острые: очаговые, сегментарные, долевые, интерсициальные. Этиология. Механизм развития легочного поражения. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика. Диспансерное наблюдение и реабилитация.

6. Плевриты. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение. Прогноз. Профилактика. Диспансерное наблюдение.

7. Пневмоторакс, пиопневмоторакс. Этиопатогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз Лечение. Исходы. Профилактика. Реабилита­ция.

8. Хронические неспецифические заболевания легких. Этиопатогенез. Клиника. Диагноз и дифференциальный диагноз. Лечение. Реабилитация.

9. Поражение легких при наследственных и системных заболеваниях: недостаточность ?-антитрипсина, идиопатический легочный гемосидероз, муко­висцидоз, синдром Картагенера и др.

10. Альвеолиты: экзогенный и идиопатический фиброзирующий. Этиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Прогноз. Профилактика. Диспансерное наблюдение, реабилитация.

11. Бронхиальная астма. Классификация. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз с обструктивным бронхитом. Лечение. Неотложная по­мощь в приступном периоде. Показания к санаторно-курортному лечению.

V. БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ.

При изучении этого раздела ординатор-педиатр должен на основании анамнеза, клинического исследования поставить предварительный диагноз поражения сердца и назначить план обследования, правильно оценить результаты лабораторных (биохимических, серологических, иммунологических, функциональных) и инструментальных методов (ЭКГ, ФКГ, ЭХО-КГ, функциональные и лекарственные пробы) сформулировать окончательный диаг­ноз и назначить адекватную терапию. По показаниям провести расчет дозы сердечных гликозидов, антиаритмических препаратов. Оказать неотлож­ную помощь.

В план обучения клинического ординатора входит изучение следующих разделов:

1. Анатомо-физиологические особенности системы кровообращения у детей в возрастном аспекте.

2. Современные методы исследования: клинические, лабораторные, функциональные пробы, особенности ЭКГ, ФКГ, ЭХО-КГ у детей различного возраста и при заболеваниях сердца, рентгенологические радиоизотопные.

3. Заболевания сердечно-сосудистой системы с изучением этиологии, патогенеза, классификации, клиники, методов диагностики, лечения. Профи­лактику, диспансерное наблюдение. Показания к санаторно-курортному лечению.

4. Первичная и вторичная артериальная гипертония. Вегетососудистая дистония (ВСД). Вегето-висцеральные кризы (пароксизмы), кардиальные на­рушения при ВСД. Лечение. Профилактика. Диспансерное наблюдение.

5. Врожденные пороки сердца и крупных сосудов. Классификация. Наиболее частые нарушения: с увеличенным легочным кровотоком или умень­шенным, с обедненным кровотоком по большому кругу кровообращения. Другие пороки и аномалии сердца и сосудов. Показания и сроки хирур­гической коррекции. Лечение и профилактика осложнений.

6. Нарушения сердечного ритма и проводимости: нарушение функции автоматизма синоатриального узла, нарушение функции возбудимости и про­водимости, синдром преждевременного возбуждения желудочков, синдром удлиненного интервала QT, нарушения ритма сложного генеза. 0со­бенности медикаментозной терапии нарушений сердечного ритма и проводимости. Показания к электроимпульсной терапии, хирургическому ле­чению.

7. Неревматические заболевания сердца: функциональные изменения сердечно-сосудистой системы, пролапс митрального клапана, неревматические кардиты, бактериальные поражения сердца и сосудов, фиброэластоз эндокарда, кардиомиопатии, первичная и вторичная легочная гипертензия.

8. Ревматизм: современные данные по эпидемиологии и течению ревматизма у детей. Группы риска по развитию ревматизма. Лечение. Исходы.

9. Приобретеннне пороки сердца у детей: митрального, аортального, трехстворчатого клапанов, многоклапанные пороки. Показания к хирургиче­ской коррекции.

10. Ревматоидный артрит. Этиопатогенез. Классификация. Клиника. Диагностика, лечение. Поражения кожи, глаз, почек, сердца, легких и др. орга­нов. Реабилитация.

11. Диффузные заболевания соединительной ткани: системная красная волчанка, склеродермия, дерматомиозит. Основные клинические и лаборатор­ные критерии диагностики. Лечение по стадиям заболеваний.

12. Системные васкулиты: узелковый полиартериит, болезнь Кавасаки, аорто-артериит и др.

13. Острая и хроническая недостаточность кровообращения: левожелудочковая, правожелудочковая. Особенности течения недостаточности кровооб­ращения у детей раннего возраста.

14. Неотложные состояния при сердечно-сосудистых заболеваниях: острая сердечная недостаточность, кардиогенный шок, острая сосудистая недос­таточность, одышечно-цианотические приступы, отек легких, приступы пароксизмальной тахикардии, мерцательной аритмии и др.

VI. ГЕМАТОЛОГИЯ.

При изучении раздела клинический ординатор овладевает навыками обследования «гематологического» больного. Назначает план обследования, оценивает полученные результаты, правильно оценивает анализ периферической крови, миелограмму (биоптат), коагулограмму и др. Делает заключе­ние об основном заболевании и его осложнениях. Назначает лечение. При онкогематологических заболеваниях использует рекомендуемые современ­ные протоколы (программы) лечения. Определяет показания к гемостатической и заместительной терапии другими препаратами крови. Оказывает неот­ложную терапию при кровотечении, ДВС-синдроме, тромбофилии и тромботических состояниях.

Клинический ординатор изучает:

1. Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы и системы гемостаза у детей различного возраста.

2. Осваивает новые методы диагностики при заболеваниях системы крови у детей (клинические, лабораторные, серологические, иммунологические, генетические и др.).

3. Анемии дефицитные (железо-, витамино-, белководефицитные). Современные методы оценки обмена железа и критерии диагностики анемии. Диф­ференциальный диагноз гипохромных анемий. Лечение базисное и поддерживающее, его длительность,критерии эффективности. Показания к ге­мотрансфузии.

4. Анемии гипо- и апластические врожденные и приобретенные. Этиопатогенез. Клиника. Диагноз и дифференциальный диагноз. Показания к транс­плантации костного мозга. Исходы.

5. Постгеморрагические анемии: классификация. Этиопатогенез острой и хронической анемии, клиническая симптоматика. Диагностика, лечение ост­рой и хронической кровопотери. Прогноз. Диспаноерное наблюдение.

6. Анемии гемолитические наследственные и приобретенные (сфероцитарная, таласемические синдромы, эритроцитарные ферментопатии, иммунная гемолитическая анемия). Диагностика и дифференциальный диагноз. Лечение в период криза и ремиссии. Показания к гемотрансфузии, спленекто­мии и трансплантации костного мозга.

7. Онкогематологические заболевания у детей. Варианты острого лейкоза. Хронический миелоидный лейкоз. Методы диагностики. Современные программы лечения в разные периоды заболевания. Прогноз. Исходы. Диспансеризация, реабилитация.

8. Лимфопролиферативные заболевания (лимфогранулематоз, лимфосаркома, аутоиммунное пролиферативное заболевание). Этиология. Патогенез. Клиника. Диагностика к дифференциальный диагноз. Принципы терапии. Прогноз. Диспансерное наблюдение, реабилитация.

9. Тромбоцитопении и тромбоцитопатии. Аутоиммунная тромбоцитопеническая пурпура. Наследственные и приобретенные тромбоцитопатии. Диф­ференциальный диагноз. Иммунологические, цитогенетические, серологические и др. методы диагностики. Лечение в период криза и ремиссии. Современные средства лечения.

10. Дифференциальный диагноз спленомегалий. Понятие о гиперспленизме.

11. Дифференциальный диагноз лимфаденопатий. Этиология. Клиника. Клинические, бактериологические, серологические, иммунологические и др. методы диагностики.

12. Коагулопатии наследственные и приобретенные: виды гемофилии, болезнь Виллебранда, редкие формы. Клиника. Диагностика: лабораторная, им­мунологическая, генетическая. Дифференциальный диагноз. Принципы гемостатической терапии в зависимости от варианта коагулопатии. Совре­менные средства гемостаза: плазменные, рекомбинантные, другие лекарственные средства.

13. ДВС-синдром при гематологических заболеваниях у детей. Этиология. Диагностика. Лечение в зависимости от стадии синдрома. Лабораторный контроль.

14. Тромбофилия и тромбозы у детей наследственные и приобретенные. Аномальные факторы свертывания (факторы V Лейден, протромбин), дефи­цит естественных антикоагулянтов. Лечение и профилактика. Диспансерное наблюдение, реабилитация.

15. Нейтропении и лейкемоидные реакции. Этиопатогенез. Клиника. Диагностика и дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика.

16. Неотложная помощь при геморрагических и тромботических состояниях, при нейтропении.

VII. ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ.

При обучении по разделу гастроэнтерологии клинический ординатор обучается правильному анализу анамнестических сведений о болезни и жиз­ни ребенка;определяет основные клинические симптомы и на этой основе формулирует предварительный диагноз. Составляет план обследования,опре­деляет показания к различным методам исследования при гастроэнтерологических заболеваииях. Принимает участие в проведении ряда исследований или проводит самостоятельно. Делает заключение по результатам проведенных исследований, делая заключение об окончательном диагнозе. Назнача­ет адекватное диетическое питание и лекарственную терапию. 0казывает неотложную терапию при симптомах желудочного кровотечения, остром пан­креатите, прободной язве и т.д. Курирует самостоятельно 5-10 детей.

При этом ординатор-педиатр изучает следующие разделы:

1. Возрастные анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей, наиболее частые варианты аномалий: атрезии, стенозы, наруше­ния поворота кишечника, врожденный мегаколон (болезнь Гиршпрунга), дивертикул Меккеля и др.

2. Методы исследования в гастроэнтерологии: клинико-анамнестические (визуально оценивает рвотные, каловые массы), биохимические, сероло­гические, бактериологические, иммунологические, морфологические и др.), эндоскопические (ЭГДС, ректороманоскопия, колоноскопия), луче­вые (рентгеноскопия, компьютерная томография, радиоизотопное).

3. Болезни полости рта: аномалии развития, макроглоссия, стоматит. Дифференциальная диагностика.

4. Заболевания пищевода (эзофагит, ахалазия и халазия пищевода, недостаточность кардии, грыжа пищеводного отверстия диафрагмы и др.). Диагностика и лечение.

5. 3аболевания желудка и 12-п.к.: функциональнне (моторные, секреторные), органические (аномалии развития, новообразования, гастрит, дуоденит, язвенная болезнь желудка и/или 12-п.к., симптоматические гастродуоденальные язвы). Диагностика и лечение.

6. Заболевания кишечника: Функциональные, органические (аномалии развития, новообразования, гельминтозы, синдром нарушенного кишечного всасывания, болезнь Крона, НЯК, хронический колит и др.). Диагностика, лечение, профилактика.

7. Болезни печени: врожденные, наследственные, приобретенные (гепатиты, паразитарные болезни, новообразования, портальная гипертензия).

8. Заболевания желчевыводящих путей: функциональные (дискинезии), органические (аномалии развития, новообразования), обменно-воспалитель­ные (желчнокаменная болезнь, холецистит). Диагностика, лечение, профилактика.

9. Болезни поджелудочной железы: реактивно-функциональные (диспанкреатизм), органические (аномалии развития, новообразования), при наслед­ственных заболеваниях (муковисцидоз, ?-?-липопротеидемия) и паразитарные инфекции. Острый и хронический панкреатит, в т.ч. наследствен­ный. Дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

VIII. НЕФРОЛОГИЯ И УРО-НЕФРОЛОГИЯ.

При изучении раздела нефрологии клинический ординатор осваивает методы исследования при нефрологических заболеваниях у детей, выясняет родословную и заболевании МВС в семье, изучает семиотику нефроурологических заболеваний, современные методы обследования. Определяет пока­зания к проведению рентгенологического обследования (урография, цистография, ангиография), радиоизотопного исследования. Оценивает результа­ты проведённых исследований. Формулирует основной диагноз, согласно Международной классификации болезней. Устанавливает показания к прове­дению гемодиализа, хирургических методов лечения. Ординатор-педиатр определяет рацион лечебного питания пациентам при различных заболевани­ях МВС. Проводит расчет состава, объема инфузинной терапии при инфекционном токсикозе. Овладевает катетеризацией мочевого пузыря. Оказывает неотложную помощь при острой задержке мочеиспускания, острой почечной недостаточности. 0трабатывает алгоритм проведения обследования и ле­чения заболеваний МВС. Курирует 5-7 детей. Осваивает основной перечень медикаментозных средств, применяемых при болезнях МВС.

При этом клинический ординатор изучает:

1. Возрастные анатомо-физиологические особенности ОМС у детей. Механизмы почечной регуляции водно-электролитного обмена в возрастном ас­пекте.

2. Методы исследования в нефро-урологии: клинико-лабораторные, оценка функционального состояния почек, показания и противопоказания к рент­генурологическому обследованию (внутривенная урография, цистография, ангиография), радиоизотопное исследование, компьютерная томогра­фия, эндоскопические; УЗИ; функциональные методы исследования мочевого пузыря (цистоскопия, хромоцистоскопия) и уродинамические (урофлуометрия, ретроградная цистоманометрия, профилометрия уретры), фармакопробы.

3. Заболевания ОМС: анатомические аномалии почек (количественные, позиционные, аномалии взаимоотношения; аномалии чашечно-лоханочной системы); простая или нормонефроническая гипоплазия почки; аномалии мочеточников (удвоение, стриктура, эктопия, мегауретер и др.); анома­лии мочевого пузыря (агенезия, экстрофия, дивертикул и др.); аномалии уретры; аномалии иннервации ОМС; аномалии почечных сосудов; анома­лии гениталий. Принципы лечения.

4. Тканевые дисплазии почек, обнаруживаемые при гистологическом исследовании: бескистозные дисплазии (олигомеганефрония, сегментарная ги­поплазия и др.); кистозные дисплазии (врожденный нефротический синдром финского типа, поликистозная болезнь, губчатая почка, солитарные кисты почки и др.). Диагностика, лечение.

5. Первичные тубулопатии (наследственные дефекты тубулярного транспорта): с ведущим синдромом полиурии (почечная глюкозурия, почечный не­сахарный диабет, псевдогипоальдостеронизм – «солевой» диабет); с ведущим синдромом нефролитиаза (цистинурия, глицинурия, иминоглицину­рия): рахитоподобные заболевания (фосфат-диабет, синдром Дебре-Де Тони-Фанкони, почечный тубулярный ацидоз). Диагностика, лечение.

6. Наследственные гломерулопатии: наследственный нефрит (НН) - синдром Альпорта, НН без тугоухости; семейная доброкачественная гематурия. Диагностика, лечение.

7. Нефропатии при наследственной патологии обмена веществ: первичный оксалоз, синдром Леша-Найана, семейная гиперкальциурия и др. Диагностика, лечение.

8. Нефро- и уропатии в структуре хромосомных и моногенных синдромов в сочетании с поражением других органов и систем. Диагностика, лечение.

9. Микробно-воспалительные заболевания ОМС: инфекции мочевых путей, пиелонефрит, цистит, уретрит, вульвовагинит, баланит. Диагностика, лечение.

10. Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря. Диагностика, лечение.

11. Гломерулонефрит. Этиология. Патогенез. Клинические проявления и особенности лечения в зависимости от морфологического варианта. Диагностика, лечение.

12. Поражение почек при системных заболеваниях соединительной ткани.

13. Амилоидоз почек. Этиология. Патогенез. Клиника. Диагноз и дифференциальный диагноз. Лечение. Прогноз. Диспансерное наблюдение.

14. Синдромы острой и хронической почечной недостаточности (ОПН, ХПН), их диагностика. Основные принципы лечения. Показания к гемодиали­зу и трансплантации почек. Исходы. Диспансерное наблюдение. Реабилитация.

15. Неотложная помощь при ОПН и ХПН.

IX. НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ.

Во время обучения в клинической ординатуре ординатор-педиатр осваивает и совершенствует практические навыки по оказанию экстренной по­мощи детям при различных заболеваниях, сопровождающихся острой дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточностью, гипертермическим и су­дорожным синдромами и другими критическими состояниями. В каждом конкретном случае ординатор должен уметь выделить ведущий клинический синдром, его возможные причины и поэтапно оказать неотложную помощь, в зависимости от того, где находится ребенок – дома, в поликлинике, в стационаре:

1. Температурные реакции. Особенности терморегуляции у детей раннего возраста, причины, способствующие её нарушениям; гипер- и гипотерми­ческий синдромы. Принципы лечения.

2. Токсический синдром: инфекционно-токсический шок, токсикоз с эксикозом, нейротоксикоз. Принципы лечения.

3. З. Энцефалитические реакции, отек вещества головного мозга. Этиология. Механизм развития реакции. Клинические симптомы. Диагноз. Лече­ние.

4. Судорожный синдром. Дети из группы риска по развитию синдрома. Этиология. Механизм развития судорожной реакции. Дифференциальный диагноз. Лечение.

5. Острые аллергические состояния: отёк Квинке, тяжелый приступ бронхиальной астмы, синдром Стивенса-Джонсона. Анафилактический шок. Лечение, профилактика.

6. Острая дыхательная недостаточность: апноэ,аспирационный синдром, синдром крупа, бронхообструктивный синдром, острый отек легких, пнев­моторакс. Неотложная помощь.

7. Острая сердечная недостаточность, в т.ч. кардиогенный шок, фибрилляция желудочков, одышечно-цианотические приступы, пароксизмальная та­хикардия, мерцательная аритмия. Неотложная терапия.

8. Острая сосудистая недостаточность: обморок, коллапс, шок. Причины. Дифференциальный диагноз. Лечение.

9. Гипер- и гипотонические кризы. ВСД, висцеро-вегетативные кризы.

10. Синдром ДВС. Этиология. Стадии процесса. Дифференцированная помощь.

11. Острая печеночная недостаточность. Этиология. Механизм развития и нарастания клинических симптомов. Лечение.

12. Острая почечная недостаточность, острая задержка мочи, гемолитико-уремичесий синдром. Лечение.

13. Острая надпочечниковая недостаточность. Лечение.

14. Сахарный диабет: гипер- и гипогликемическая кома. Дифференциальная диагностика, лечение.

15. 15.Коматозные состояния при энцефалите, менингите, черепно-мозговой травме. Дифференциальная диагностика, неотложная терапия.

16. Острые экзогенные интоксикации: отравления, укусы змей, насекомых, токсикомания.

17. Травмы механические, ожоги термические и химические. Терапия этих состояний.

18. Кровотечения. Геморрагический шок. Анемическая кома. Терапия.

19. «Острый живот»: острый аппендицит, ущемленная грыжа, инвагинация кишечника, острый панкреатит и др. Дифференциальный диагноз.

20. Синдром внезапной смерти.

X. ПОЛИКЛИНИКА.

Выпускник клинической ординатуры по специальности «педиатрия» в условиях детской поликлиники:

1. Организует профилактическую и лечебную работу на педиатрическом участке.

2. Планирует лечебно-профилактическую работу и проводит анализ показателей работы за год.

3. Оформляет учетно-отчетную документацию.

4. Проводит активное наблюдение новорожденных, детей грудного возраста, раннего и дошкольного возрастов с современным подходом к пробле­ме развития и особенностями периода раннего детства. Определяет соотношение и роль биологического и социального факторов в процессе раз­вития ребенка.

5. Планирует и проводит активную иммунизацию детей в соответствии с календарем прививок, а также по индивидуальному графику, выявляет ос­ложнения поствакцинального периода.

6. Организует профилактику рахита, анемии, гипотрофии, паратрофии у детей первого года жизни.

7. При диспансеризации детей, согласно существующим критериям, определяет группу здоровья ребенка.

8. Определяет объем и проводит оздоровительные меры детям группы риска, часто болеющим, имеющим функциональные нарушения или хрониче­ские заболевания.

9. Проводит санитарно-просветительную работу в семье здорового и больного ребенка для формирования здорового образа жизни, первичной и вторичной профилактики заболеваний.

10. Обеспечивает преемственность работы с женской консультацией, родильным домом, стационаром, детскими учреждениями.

11. Заболевшим детям правильно устанавливает диагноз заболевания, назначает адекватное лечение. Организует и проводит лечение на дому детей c острыми заболеваниями.

12. Проводит противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.

13. Оказывает экстренную помощь при судорожном, гипертермическом и других синдромах. Определяет показания для госпитализации.

Учитывая наличие специальных кафедр поликлинической педиатрии, более полную и объективную часть программы по специальности, вероятно, могут предоставить эти коллективы.

XI. СМЕЖНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

XIа. ИНФЕКЦИОННЫЕ И ПАРАЗИТАРНЫЕ БОЛЕЗНИ.


Учитывая большую частоту некоторых инфекционных детских заболеваний, их контагиозность, обучение ординатора-педиатра должно быть обра­щено на первичную диагностику инфекционного заболевания, дифференциальный диагноз, сроки изоляции заболевшего и контактных с ним детей, спе­цифический и неспецифические способы профилактики детских инфекций, календарь прививок, правила отбора детей на вакцинацию. Ранние и позд­ние осложнения вакцинации. Неотложная помощь при аллергических и анафилактических реакциях при проведении вакцинации. Современные принци­пы лечения различных инфекций, показания к госпитализации. Неотложная помощь на догоспитальном этапе.

1. Капельные инфекции - дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция, коклюш и паракоклюш, корь, краснуха, ветряная оспа, эпидемический па­ротит, инфекционный мононуклеоз. Принципы лечения и терапия.

2. Острые респираторные заболевания и острые вирусные инфекции - грипп, парагрипп, респираторно-синтициальная вирусная инфекция, аденови­русная инфекция, риновирусная, респираторная микоплазменная инфекция, ОРЗ неустановленной этиологии, энтеровирусная инфекция (ЕСНО и Коксаки). Лечение и профилактика.

3. Кишечные инфекции - дизентерия, сальмонеллез, коли-инфекция, стафилококковый гастроэнтерит, кишечные инфекции неустановленной этиоло­гии, тифопаратифозная инфекция, ботулизм, иерсиниоз. Лечение и профилактика.

4. Вирусные гепатиты. Принципы лечения и профилактики.

5. Карантинные и зоонозные инфекции - холера, чума, бруцеллез, туляремия. Дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

6. ВИЧ-инфекция: пути инфицирования, клиника, диагностика, лечение, организация борьбы с ВИЧ-инфекцией.

7. Иммунопрофилактика - календарь профилактических прививок, особенности вакцинации детей групп риска, возможные побочные эффекты вакцин­ных препаратов, (частота, клиника, противопоказания к применению).

ХIб. ТУБЕРКУЛЁЗ.

В клинической ординатуре по специальности «педиатрия» ординатор совершенствует свои знания по туберкулезу у детей, изучая современные во­просы клиники, диагностики и лечения. Обучение по этом разделу педиатрии должно быть направлено на следующие вопросы:

1. Механизм первичного инфицирования и первичная туберкулезная инфекция. Клинические формы первичного туберкулеза у детей.

2. Туберкулинодиагностика.

3. Особенности клиники туберкулеза у детей раннего возраста.

4. Гематогенные формы туберкулеза.

5. Правила и сроки проведения вакцинации против туберкулеза. Осложнения после вакцинации БЦЖ.

6. Клиническте проявления туберкулеза периферических лимфоузлов. Дифференциальный диагноз.

7. Очаговые, инфильтративные, кавернозные формы туберкулеза у детей. Дифференциальный диагноз с неспецифическими заболеваниями легких.

8. Принципы терапии различных форм туберкулеза у детей. Критерии излечения. Диспансерное наблюдение. Реабилитация.

9. Методы обследования детей при подозрении на туберкулез.

10. Дифференциальная диагностика туберкулёзного поражения легких, периферических лимфоузлов с неспецифическими заболеваниями легких и пе­риферических лимфоузлов.

XIв. ДЕТСКАЯ ЭНДОКРИНОЛОГИЯ.

1. Заболевания щитовидной железы: гипотиреоз, тиреотоксикоз, эутиреоидный зоб, тиреоидиты, изменения щитовидной железы при радиационных воздействиях.

2. Сахарный диабет и его варианты у детей. Инсулинотерапия. 0собенности диетотерапии. Неотложные состояния - гипергликемическая и гипоглике­мическая комы.

3. Заболевания надпочечников: острая и хроническая (болезнь Аддисона) недостаточность коры надпочечников; врождённый адреногенитальный синдром; опухоли надпочечников

4. Заболевания половых желез: синдромы Шерешевского-Тернера и Клайнфельтера; гермафродитизм; гипогенитализм; преждевременное половое развитие;

5. Ожирение - эндокринное, церебральное и другие формы.

6. Профилактика эндокринных заболеваний. Выделение «групп риска» для ранней диагностики сахарного диабета, других эндокринных заболева­ний, радиационных поражений.

7. Диспансеризация детей с эндокринными заболеваниями.

8. Особенности лечения и реабилитации детей, страдающих эндокринной патологией.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

1. Микробиология и вирусология.

2. Патологическая анатомия. 3. Патологическая физиология.

4. Клиническая фармакология.

5. Биохимия и биофизика.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ.

В качестве внутривузовской системы образования клинических ординаторов-педиатров могут быть запланированы на 2 года обучения следующие темы лекций (семинаров):

1. Медицинская информатика и медицинская статистика.

2. Экономика и управление здравоохранением.

3. Юридические аспекты предоставления платных медицинских услуг

4. Страховая медицина и др. тематика по плану Методического совета по последипломному образованию и деканата ординатуры.


The PetroveLimited & Kollovrat production

Hosted by uCoz